• Памятник скорбиПамятник скорби
  • РайисполкомРайисполком
  • ПаркПарк
  • Памятник в честь воинов танковой бригады, участвовавших в освобождении района от немецко-фашистских захватчиковПамятник в честь воинов танковой бригады, участвовавших в освобождении района от немецко-фашистских захватчиков
  • Краеведческий музей Краеведческий музей
  • Физкультурно-оздоровительный комплексФизкультурно-оздоровительный комплекс
  • Гостиница Гостиница
Главная -  Гостям -  Историко-культурное наследие

Историко-культурное наследие

Смотреть ФОТО

Рудаковское имение

Имение близ деревни Рудаков Речицкого уезда Минской губернии упоминается в архивных источниках с 18 века. Ныне Хойникский район Гомельской области.
Сохранились здания из красного кирпича постройки 1903-1905 гг. На каждом кирпиче – оттиск «W», первая буква владельца кирпичного завода и имения.
Интересна башня сыродельного завода, гараж, хозпостройки, дома для служащих, мощённые дорожки.
Когда-то здесь было живописное озеро с островком посередине, на который добирались на лодке. Сейчас оно высохло и заросло, но это не мешает разглядеть неповторимый ландшафт.
Старый парк-гордость бывших владельцев. Они садили дубы, берёзы, единственные в крае липы, разные сорта шиповника. И сейчас можно померяться силами со столетним старичком-дубом.

Два дворянских рода – Оскерко и Ваньковичи – владельцы имения

Александр-Юстиниан Оскерко родившийся в 1830 году. Окончил петербургский университет, участник восстания 1863 г. на Беларуси и в Литве, один из руководителей партии «белых». Член Минского губернского комитета, Виленского присутствия, начальник г. Вильно. Организовал издание в Варшаве белорусского букваря для детей.

Станислав Костка-Ванькович последний владелец имения. Член 2-й и 3-й Государственной думы, представитель Рады Регентской на Украине, полномочный министр в Киеве.
В Рудакове построил дороги, мелиоративные каналы, кирпичный, маслосыродельный и спиртовой заводы. Копал пруды, разводил рыбу, сажал сады и парки.

Хойникская Свято-Покровская церковь

В связи с трагедией на ЧАЭС была построена Хойникская Свято-Покровская церковь. У истоков образования стоял отец Владимир (в миру Козак Владимир).

Заботами жителей Хойникского района, всех промышленных предприятий, колхозов, под руководством ещё молодого священника отца Владимира, совершенно за короткий промежуток времени возвысилась семикупольная с золотыми крестами святыня. Были приглашены известные украинские художники, которые написали иконостас в древнерусском стиле, а также группа художников из Санкт-Петербургской Духовной Академии, которая работала над росписью внутреннего убранства храма.

Семь куполов символизируют семь таинств Святой Православной церкви.

От старой церкви совершенно ничего не осталось, так как от времени её закрытия прошло много десятков лет, однако, благодаря благочестивым хойникским жителям, которые сумели сохранить основную святыню Хойникскую икону Божьей Матери «Благодатное небо», новая церковь стала приемником старого храма.

Икона была подарена церковному приходу в знак благодарности за сватовство к Хойникской княгине, дочери удельного князя Шуйского, которая была выдана в 1700 г замуж за князя Трубецкого.

Сама церковь была заложена в 1705 году князем Трубецким. В середине 17 века собор был занят поляками и переоборудован в католический костёл. В начале 1922 года богоборческой властью Покровская церковь была разрушена до основания. После аварии на Чернобыльской АЭС Покровская церковь была отстроена заново. И как приемнице старого храма, построенного князем Трубецким, была передана хойникская святыня икона Божьей матери «Благодатное небо».

Усадебный комплекс

В центре Хойникщины на рубеже 19-20 веков был сформирован усадебный комплекс, который включал в усадебный дом и парк. Дом – двухэтажное прямоугольное в плане здание, к которому асимметрично квадратная в основании башня. Главный вход обрамлён тамбуром и террасой. На красном фоне кирпичных стен выделяются обрамлённые и покрашенные в белый цвет детали архитектурного декора – лиштвы, карнизы, руст. В пластике фасадов использовались утрированные формы классицизма (фронтоны, колоны), ренессанса (Арочные ниши с раковинами), мотивы средневековой замковой архитектуры (зубчатые парапеты, бойницы). Планировка коридорная с выделением парадной группы помещений. Межэтажная лестница находится в центральном в центральном квадратном в плане вестибюли. Усадебный дом – памятник эклектической архитектуры.

Парк пейзажно-регулярного типа планировки. Прямоугольная сетка алей дополняют парковую композицию. Тут растут местные породы деревьев (осина, липа, клён, лиственница). Въездная аллея выделена четырёхпилонными воротами.

Владельцем Хойникской усадьбы являлся род Шуйских, потом поместье перешло Каролю Прозару, который происходил с древнего шляхетского рода. Предки его приехали с Москвы в Великое княжество Литовское ещё в 16 веке. Недалеко от Десны они получили владение поместье Прозароки. Отец Кароля Иосиф был витебским воеводой. Сам Кароль родился в 1759 г. После смерти первой жены Иосиф Прозар женился на богатой вдове княгине Шуйской, владетельницей Хойник. У неё тоже был ребёнок от первого брака – дочка Людвига, которая вышла замуж за Кароля и получила в приданное Хойники и прилегающие деревни.

Борисовщанская усадьба

На северной окраине деревни Борисовщина, на берегу р. Гаранка, во 2-й половине 19 – начале 20 столетия была заложена усадьба. В основу композиции ансамбля положена регулярная планировка, которой подчинены все постройки: усадебный дом (не сохранился), жилые и хозяйственные строения, парк. Все строения с кирпича, неоштукатуренные.

Доминирует строение винокурни, решенного в виде квадратного в плане объёма с круглыми в сечении башенками по углам. Архитектурный декор в стиле псевдоготики. Одноэтажные прямоугольные в плане жилые строения декорированы стилизованными портиками и фризами геометрического рисунка.

Парк пейзажного типа с озерцом овальной формы. Тут растут деревья почти 100 видов (берёза, самшит вечнозелёный, тюльпановое дерево, шелковица белая, липа американская, дуб, хвоя, туя западная и др.). К усадьбе примыкает фруктовый сад, огражденный каменной стеной, вдоль которой посажены деревья. Усадьба – памятник эклектической архитектуры.