• Памятник скорбиПамятник скорби
  • РайисполкомРайисполком
  • ПаркПарк
  • Памятник в честь воинов танковой бригады, участвовавших в освобождении района от немецко-фашистских захватчиковПамятник в честь воинов танковой бригады, участвовавших в освобождении района от немецко-фашистских захватчиков
  • Краеведческий музей Краеведческий музей
  • Физкультурно-оздоровительный комплексФизкультурно-оздоровительный комплекс
  • Гостиница Гостиница

Районный краеведческий музей

Хойникский районный краеведческий музей

Адрес: 247622, Республика Беларусь, Гомельская область,
г.Хойники, ул. К.Маркса, 19

http://hoinikimuseum.nethouse.ru/articles

Телефон: 8 (02346) 2 50 75

Географические координаты: 51°53.187' N, 29°57.431' E

Хойникский районный краеведческий музей открыт 25 ноября 1982 года. Инициатором создания музея и его первым руководителем был ветеран войны, местный энтузиаст, историк и краевед Зеленковский Александр Максимович. Музей располагался в помещении бывшего административного здания потребительского общества, более десяти лет он функционировал на общественных началах.

В 1993 году музей был перенесен в бывшее здание банка, тогда же официально были утверждены штатные единицы музейных работников.

5 сентября 2010 года, в связи с празднованием Дня белорусской письменности, состоялось открытие новой экспозиции музея в реконструированном историческом здании – усадебном доме Авраамовых.

Филиал Хойникского районного краеведческого музея – Дом-музей И.П. Мележа в агрогородке Глинище, является структурным подразделением отдела идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Хойникского райисполкома. В декабре 2004 года по многочисленным просьбам переселенцев и участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС было принято решение Хойникского райисполкома «О создании музея «Трагедия Чернобыля» в агрогородке «Судково». В 2012 году в результате реорганизации в состав музея на правах отдельной экспозиции вошел музей «Трагедия Чернобыля».

Музей расположен в одном строении с демонстрационной площадью залов 488,22 кв. м. с двумя постоянными экспозициями. Общее количество музейных предметов составляет 4935, из них основного фонда − 3535 , научно-вспомогательного − 1400.

Экспозиция имеет разделы:

  • История усадьбы;
  • Природа родного края;
  • История и этнография;
  • Великая Отечественная война;
  • Современная история района;
  • Экспозиция «Трагедия Чернобыля»
  • Зал сменных экспозиций.

Экспозиция первого зала посвящена истории создания усадебно-паркового комплекса в г.Хойники, которая восходит своими истоками к концу XVIII – началу XIX века и связана с именем Кароля Прозора. Видный политический деятель своего времени, он участвовал в восстании 1794 г. под руководством Т. Костюшко, был связан с деятельностью декабристов.

В конце XIX века усадьба переходит к Андрею Аврамову (Авраамову), который владел ею до Октябрьской революции 1917 года.
В зале представлена история памятников архитектуры начала XХ века – имение Оскерко в д. Рудаков и второй половины XІX – начала XX веков – усадьба Н. Ф. Ястржембского в д.Борисовщина.

Экспозиция второго зала посвящена природно-географическим условиям региона, своеобразию его растительного и животного мира, геологическим и ландшафтным особенностям. В зале представлены природные сокровища нашего неповторимого края. Чучела животных и птиц, среди которых зубр, косуля, дикий кабан, тетерев, коршун представляют животный мир во всей его красе.

Экспозиция третьего зала посвящена истории района с древнейших времен до 1917 г. В ней представлены предметные материалы, освещающие археологическое прошлое края (каменный, бронзовый, железный века, раннее средневековье), останки древних животных, фрагменты изделий из керамики и украшений, каменных боевых топоров.

Отражены периоды вхождения земель в Великое Княжество Литовское и Речь Посполитую, включение их в состав Российской империи, представлены материалы истории средних веков, среди которых макет Хойникского замка.

Отдельный, значительный по наполнению раздел посвящен этнографическому своеобразию края и народного творчества: особенностям традиционного костюма, развитию ремесел и промыслов (ткачество, деревообработка, гончарство, металлообработка и т.д.). Это предметы домашнего и хозяйственного обихода, мебель, самотканые изделия, кузнечные и столярные инструменты, сельскохозяйственный инвентарь и т. д.

Экспозиция четвертого зала посвящена истории края в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. и рассказывает об основных ее этапах: оборонительных боях на территории Хойникщины; подпольном и партизанском движении в годы оккупации; освобождении территории от немецко-фашистских оккупантов; освободительной миссии Советской Армии в Европе. В витринах находится информация о ветеранах Великой Отечественной войны, уроженцах Хойникского района А.М. Зеленковском, Н.А. Катке, Н.С.Лавшуке и их личные вещи, о воинах, участвовавших и погибших при освобождении г. Хойники и Хойникского района, участниках антифашисткой подпольной организации, действовавшей на территории Хойникского района. Экспонируются военное снаряжение, личные вещи солдат, фронтовые листы, документальные снимки.

Экспозиция пятого зала посвящена современной истории края и знаменитым людям Хойникщины. В хронологическо-тематическом порядке освещены основные события в развитии района в послевоенные годы, в советский период истории, настоящее время, включая такие направления как сельское хозяйство, промышленность и транспорт, наука, образование и культура.

Одна витрина посвящена войнам-интернационалистам, уроженцам Хойникского района, принимавшим участие в боевых действиях в Афганистане.

Специальный раздел посвящен знаменитым землякам, которые своим трудом и талантами оставили яркий след в различных сферах человеческой деятельности. Материалы, представленные в этом зале, знакомят посетителей со знаменитыми людьми нашего края.

Отдельные витрины посвящены народному писателю Беларуси И.П. Мележу, поэту Н.Метлицкому и поэтессе А. Конопелько, прозаику Б. Саченко.

Последние витрины знакомят с трудовыми успехами современности. В витринах представлены образцы продукции ведущих предприятий города.

Экспозиция «Трагедия Чернобыля»

В экспозиции собран материал о мужестве и героизме людей, принимавших участие в тушении пожара на реакторе в первые дни аварии, а также в работах, проводимых по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Освещена работа штаба Совета Министров БССР по чрезвычайным ситуациям, который координировал работу по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в пострадавших районах в 1986 году. Представлены материалы о председателе Гомельского облисполкома Граховском А.А., руководившем работой данного штаба. Это документы, фотографии, личные вещи, печатные издания.

Собран материал о работе штаба УВД Гомельского облисполкома и оперативной группы МВД по ликвидации последствий аварии, который размещался в здании Хойникского РОВД. С 3 мая по 6 октября 1986 года 11 тысяч сотрудников милиции обеспечивали эвакуацию населения и охрану зоны отчуждения.

Отдельная витрина посвящена начальнику штаба ГО Хойникского района Каюда А.И. Здесь находятся личные вещи, фотографии, награды, документы, воспоминания.

Одна витрина оформлена материалами, отражающими радиационную обстановку в районе, начиная с первых дней аварии. Имеются сведения об эвакуации жителей из 30-км зоны в 1986 году, последующем отселении - в 1990-95 годах.

В нескольких витринах экспонируются дозиметрические приборы, снаряжение, костюмы химзащиты, индивидуальные накопители, индикаторы и т.д.

Сотрудниками экспозиции постоянно проводятся встречи с переселенцами, участниками ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, записываются их воспоминания, собираются личные вещи, фотографии, документы и т.д. В результате этой работы создан банк данных о переселенцах на основании Речицкого архива и данных сельских Советов; по всем ликвидированным сельским советам составлены паспорта, собраны сведения об истории выселенных деревень.

Дом-музей народного писателя Беларуси И.П. Мележа
В музее находится более 400 экспонатов. Это личные вещи писателя, фотографии, предметы быта и этнографии. Имеется большое количество книг, написанных Иваном Мележем.

Время работы
Хойникского районного краеведческого музея:

Администрация: 09:00 - 18:00, выходной – понедельник
Касса: 09:00 - 18:00, выходной – понедельник
Экспозиции: 09:00 - 18:00, выходной – понедельник

Стоимость входного билета

Экспозиция краеведческого музея:
Входной билет взрослый – 1 рубль
Входной билет детский – 50 копеек

Экспозиция «Трагедия Чернобыля» :
Входной билет взрослый – 1 рубль
Входной билет детский – 50 копеек

Экскурсионное обслуживание – 50 копеек
Лекционное обслуживание – 50 копеек
Подборка материалов из музейного архива – 20 копеек за 1 страницу

Фотосъемка личными средствами – 1 рубль
Видеосъемка личными средствами – 1 рубль 20 копеек
Свадебный обряд 50 рублей

Старинный обряд «Вождение русалки»

Старинный обряд «Вождение русалки» когда-то проводили сразу за Троицей на русальной, или как ее еще называли в народе «гранной неделе».


В сельской культуре жителей деревни Великий Бор Хойникского района Гомельской области Республики Беларусь еще жива традиция проведения обряда «Вождения русалки».

Этому обряду чуть более за 100 лет. Его проводили еще прадеды, деды, и родители современных носителей. Традиция временно была остановлена. Однако в их памяти сохранилось то, как они вместе со взрослыми ходили «за русалкой». Поэтому забыть «вождение» еще не успели.

В середине 1990-х гг. Обряд жителями деревни был возрожден. И вот уже на протяжении стольких лет великоборцы ведут русалку в поле. В наше время обряд приходит ежегодно в следующее воскресенье после православной Троицы.


Сохранилась и старинная легенда, связанная с русалкой, которая передается из поколения в поколение. Когда-то люди верили, что ребенок, которого не окрестили, умрет – «пойдет в русалку». Собрались тогда сельские женщины после Троицы и решили «провести русалку». Одного парня обрядили «священиком», сами переоделись, песни пели, веселились. Когда шли по деревне, то вышел к ним старый житель и говорит: «Что вы русалку дразните? Не надо этого делать». Не послушались люди его и все равно гуляли «в русалку», крестили ее. После этого появилась страшная туча, солнце село... И вдруг пошел очень сильный град, что побил во всех огородах весь урожай. Вот только огород того человека, что заступился за русалку, как будто, кто-то оберег и посевы остались невредимыми. С того времени, чтобы ублажить русалку и чтобы не было града, и дети маленькие не умирали некрещенными, люди начали делать ей проводы.


Накануне проведения обряда сельчане на роль русалки ежегодно выбирают молодую незамужнюю девушку. «Вождение русалки» начинается до захода солнца, после 18 часов. Участники обряда собираются на поляне, где поют песни, плетут маленькие веночки и один большой. Потом «одевают» девушку в русалку. Одежда русалки состоит из веточек и листьев деревьев. Шествие во главе с русалкой направляется к полю. Во время вождения русалки через деревню к полю жители домов, которые встречаются на пути праздничной процессии, выходят на улицу, чтобы поприветствовать шествие и примкнуть к нему. Все хотят дотронуться до русалки. Однако это невозможно. Русалка с охраной – молодыми парнями, которые и ужалить больно крапивой могут.


Вслед за русалкой идут пожилые женщины с обрядовыми венками, вслед за ними уже все остальные жители деревни с цветами и небольшими венками в руках. Слышны песни, среди которых «Проведут русалочку к бору...». Медленно за горизонт уплывает солнце... Русальное шествие идет по шоссе, поворачивает налево – на сельскую улицу, что ведет к полю. Плывет местный и приезжий народ к его окраине. С песнями участники обряда доходят до поля, на котором разжигают большой костер. Парни, девушки и другие жители деревни, которые принимают участие в обряде, по традиции пускают русалку в рожь: там с нее снимают венок, разрывают травяную «одежду» и убегают. Русалка догоняет их и хлопает в ладоши. Молодежь и парни – охранники русалки прогоняют ее далеко в рожь. После этого все возвращаются к костру: водят хороводы, поют песни, прыгают через огонь.

Этот старинный обряд сохранил свою аграрно-магическую функцию. После того, как проводят русалку в рожь, взрослые женщины большой обрядовый венок и свои маленькие веночки освещают над огнем, разрывают их, раздают всем присутствующим, чтобы они несли их домой и разбрасывали на грядки с огурцами, капустой, картофелем в своем огороде для того, чтобы был хороший урожай. Так великоборцы хотят осуществить свою мечту о благополучии.


Кроме того, сакральная функция, когда молодежь во время вождения хоровода с русалкой вокруг костра и прыжков через него наполняется продуцирующей потенцией, чтобы быть в паре и иметь продолжение рода, а также очищающе-мифологическим смыслом.

Завершается обряд «Вождение русалки» с закатом солнца и люди начинают расходиться, чтобы провести русалку в следующем году.

Обряд «Проводы русалки» является актуальным культурным явлением, передается из поколения в поколение и признается сообществом своей нематериальной ценностью. Участниками обряда является не одно поколение сельчан. Дети и внуки старших женщин-носительниц знают историю возникновения праздника, помогают своим мамам и бабушкам.


Советом Министерства культуры Республики Беларусь старинному обряду «Проводы Русалки» д. Великий Бор Хойникского района присвоен статус «Нематериальная историко-культурная ценность» с присвоением инвентарного номера (http://livingheritage.by/nks/?PAGEN_1=17).